Универсальный дизайн

«Наше общество не довольствуется тем,

что делает из каждого произведения искусства товар,

 оно хочет большего.

Оно хочет, чтобы каждый товар был произведением искусства».

Томас Мальдонадо

 

 

Сегодня практика дизайна настолько сложна и разнообразна, что очень трудно провести границу между дизайном и другими видами искусства – живописью, скульптурой, рекламой, малыми архитектурными формами, декоративно-прикладным искусством.

Дизайн, в задачу которого входило ранее создание художественного образа вещи, сегодня стал намного шире и многограннее. В область художественного проектирования сегодня входит не только проектирование рекламного образа, фирменного стиля организации, но и проектирование образа политика, публичного человека, визуального выражения идеи.

Идеальный современный дизайнер сегодня  должен уметь обеспечить высокие эстетические качества вещи.  При этом он должен ориентироваться на представления о прекрасном различных социальных групп. В то же время общество требует от дизайна и воспитательной функции, которая осуществляется через эстетический идеал, проявляющийся в позитивных и негативных образах создаваемых художником-дизайнером.

Современный дизайн приобрёл как черты  искусства, так и науки.

В своей практике он  использует новейшие достижения в области различных направлений в науке, новые технологии и материалы.  Пользуется методами творческого познания мира по законам гармонии и красоты и научными методами системного и сравнительного анализа в процессе предпроектной и практической деятельности.

Дизайнер в своей практике сочетает чувственное и рациональное.

В дизайне, как и в искусстве, доминирует внушение. Египетская, античная, готическая храмовая архитектура и её роскошные интерьеры внушали зрителю священный трепет перед божественным величием.

Дизайн и архитектура  современных общественных зданий и жилища не уступают по силе своего воздействия на человека предшествующим эпохам. Более того – это воздействие тщательно проектируется. Дизайнер не преступит к проектированию вещи, интерьера, здания, пока что не изучит целей  их использования, социально-психологического портрета общественной группы, которая будет пользоваться объектом, и её ожиданий.

Дизайнер обязан быть хорошим психологом. Основной процент информации и ощущений человек получает зрительно. Изображение несёт в себе поток образов и ассоциаций. Психологическое воздействие цвета, света и пространства и их ассоциативные составляющие способны настроить человека на необходимую волну, создать нужное настроение, взбодрить, успокоить, развеселить, задуматься, ощутить прохладу или тепло. Дизайнеру необходимо уметь выстраивать ассоциативный ряд в нужном направлении в соответствии с пожеланиями заказчика.

В вопросе восприятия конкретного цвета профессионал должен индивидуально подходить к каждому человеку. Здесь не помогут даже общие и достаточно спорные знания физических аспектов сочетания и свойств цветов.

Карл Юнг писал: «Психология отдельного человека соответствует психологии наций. То, что делают нации, то делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает и нация…». То есть дизайнеру необходимы знания и понимание психологии формирования национальных стереотипов, психологию бессознательного, для выявления индивидуальных предпочтений человека.

На стыке древних систем организации пространства, новейших психологических исследований, семантики и основ художественного проектирования появилась новая методология «Антропологический дизайн», который учитывает психологические особенности человека. Методика позволяет дизайнеру ориентироваться в стимулах, которые формируют предпочтения человеком тех или иных стилей организации пространства и выбора декора.

Согласно данным известного швейцарского психолога Макса Люшера, восприятие цвета у человека сформировалось в результате его взаимодействия с окружающей средой и образа жизни. Цвет не только вызывает эмоции, но и формирует их.

Эффективно и визуальное восприятие по глубине. Объём и перспектива подчёркивают реалистичность и даже суперреалистичность, как в 3D, изображения.

Знание особенностей психологии восприятия и методов эмоционального воздействия на человека помогает дизайнеру достичь желаемого результата. Выстроенная художником-проектировщиком среда активно влияет на психологическое состояние человека. Д-р Эдвард Т. Холл утверждает в книге «Скрытое измерение», что «человек и окружающая его среда взаимно формируют друг друга. В настоящее время человек в состоянии действительно создать весь мир, в котором живет… Создавая его, человек фактически определяет, каким организмом он будет».

Психодизайн сегодня – это один из востребованных и значимых способов, который позволяет нейтрализовать негативное влияние среды. «Дружелюбное» и комфортное помещение способно увеличить продолжительность жизни на 5-10 лет.

Взаимопроникновение дизайна и психологии совершенно обосновано и понятно. Искусство познаёт мир чувствами, психология изучает чувства.

 

Вещи, созданные дизайнером, повсюду сопровождают человека, они присутствуют везде. Всё – от ручки двери до интерьера и внешнего вида самолёта создано при участии дизайнера. Таким образом, чем совершеннее в эстетическом плане образ вещи, созданной художником-проектировщиком, тем гармоничнее отношения, возникающие на фоне декораций среды обитания, выстроенной дизайнером. По существу, человеку настолько хорошо живётся, насколько эстетически упорядочена, устроена и организована окружающая его среда дома, на работе, на улице. Недаром в современном обществе в социальном плане является крайне важным понятие качества жизни.

Взаимное формирование,  влияние и взаимодействие человека и дизайна проявляется во всех сферах жизни. Роскошный вечерний туалет заставляет женщину изменить пластику, избавиться от суетливости,  стать спокойной и величественной, мужчину – элегантным и сдержанным. Дизайн и соответствующий образ костюма меняет  даже стиль речи.

Блестящий и роскошный  интерьер не позволит мусорить, громко говорить и кричать. Соответственно спроектированный интерьер может заставить человека изменить пластику и двигаться так, как задумал дизайнер. Как это не странно звучит, но в этом он близок режиссёру по пластике.

 

Дизайн унаследовал и такую функцию искусства как компенсаторную. Он отвлекает, развлекает и носит игровой характер.

Он утешает. Жизнь современного человека полна не только приятными событиями, но и стрессами и разочарованиями. Недаром человек стремиться превратить своё жилище в островок гармонии и спокойствия. В позитивном интерьере человек сохраняет и восстанавливает своё психическое равновесие.

Окружение, эстетичная предметно-бытовая среда или вторая природа, как называют её культурологи,  способствует внутренней гармонии человека. Красота скрашивает повседневные утомительные заботы. Даже появилось новое направление в дизайне, которое ратует за дизайн души.

Дизайн участвует в социальной игре. Костюм, автомобиль, жилище становятся представителем человека, заставляя  носить ту или иную социальную маску.

Особенно ярко это проявляется в молодёжных субкультурах и в контркультурах. Представители хиппи, панков, байкеров, эмо, аниме носят определённую одежду и ведут собственный образ жизни, используя и комбинируя дизайнерские разработки и идеи. И, напротив, художники берут идеи на улице и преобразовывают их в угоду той или иной субкультуре.

 

Дизайн, как и искусство, является средством просвещения и образования. Это ярко проявляется в системе обучения и воспитания детей, разработанной итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори в начале ХХ века.

О возможности формирования человека предметной средой задумывались со времён Аристотеля, как на Западе, так и на Востоке. Ле Корбузье и Вальтер Гропиус всерьёз ставили перед собой эту задачу при проектировании. Школа советского дизайна активно прорабатывала эту функцию в своих методиках проектирования костюма, интерьера, зданий, городских и сельских пространств.

Создать супервещь,  которая бы просвещала и воспитывала человека – мечта гуманистически настроенного дизайнера. Хотя возникает и опасность намеренного манипулирования человеческим сознанием, как мы это видим в рекламных технологиях, в блестящих упаковках алкоголя и табачных изделий, в дизайне материалов для отделки помещений, в брендовых моделях одежды.

Стремясь приобрести социально-статусные вещи, человек не замечает того, что уже вещь диктует ему его идеологию и формирует отношение к жизни.

Основной характерной чертой современного дизайна стала его социальная и философская направленность. Здесь дизайн и искусство приобретают опять сходную черту  — становятся одной из форм идеологии.

Как и в искусстве, концептуальность дизайна является его сутью. В основе любой вещи, созданной дизайнером, лежит идея-концепция. Художественное проектирование интеллектуализируется. Возрастает роль мысли в общем балансе художественного образа.

Дизайнер не только предвосхищает, прогнозирует или угадывает образ  будущего. Он сам формирует его, преобразуя реальность.

Эстетические идеалы и тип личности взаимосвязаны. Личность, ориентируясь на идеал, старается привести окружающую  реальность и себя в соответствие с этим идеалом. В этом процессе принимает участие и дизайнер, создающий образы вещей и образы людей. Это ярко проявляется в моде и рекламе.

Ежедневно на нас смотрят со страниц журналов, рекламных плакатов, экранов телевизоров и мониторов тысячи «идеальных» образов. Их качество и эстетичность часто вызывает сомнение у общественности, а иногда и отторжение.

Навязывание стандартов красоты 90-60-90 «несовместимых с жизнью», как считают врачи, привело к гибели профессиональных моделей и молодых женщин, для которых этот идеал стал навязчивой идеей.

Излишняя сексуализация женских рекламных образов вызывает протест со стороны большей части общества, как и агрессивные мужские рекламные образы.

Дизайнер должен быть социально ответственен за создаваемый им образ вещи и человека. Недаром исследователи выяснили, что стиль «миллитерн» всегда появляется в моде в периоды международной напряжённости, а наиболее гармоничные направления в дизайне и стилях появляются в периоды, связанные со спокойными и благоприятными временами без войн и конфликтов.

 

Приобретённые дизайном функции искусства и то, что он фигурирует не только на рынке потребления как товар, но и в сфере культуры, позволяют проводить особый анализ продуктов дизайна. Анализ позволяет фактически отождествлять продукты современного дизайна и продукты изобразительного искусства.

Главные функции науки совпадают с некоторыми функциями дизайна. Это такие функции как познавательная, производственная и технико-технологическая, мировоззренческая и культурная, образовательная.

Некоторые исследователи дизайна полагают, что существуют особые, дизайнерские пути познания, отличные от научных и гуманитарных. Английский учёный Ловсон, например, сравнивает стратегию решения задач в науке и в дизайне. Проведя эксперемент, он обнаружил, что одну и ту же задачу учёные и дизайнеры решают по-разному. Учёные концентрируют внимание на обнаружение правил, а дизайнеры одержимы идеей получить желаемый результат. То есть учёные решают проблему с помощью аналитических методов, а дизайнеры с помощью синтетических.

Это вполне объяснимо, так как дизайнеры пользуются известной формулой: цель, сбор информации, анализ информации, разработка путей достижения цели на основе анализа информации. Причём поиск этих путей и связан с творчеством и творческим процессом.

Безусловно, представители научно-технической сферы культуры легко находят в дизайне черты, которые роднят его с профессией инженера- конструктора и учёного-исследователя. В подавляющем большинстве сторонниками строго рационального научного подхода к дизайну являются архитекторы или представители близких художественных профессий. Они преданы науке и считают интуитивные методы искусства неэффективными. По- этому поводу Томас Мальдонадо замечал: «Некоторые дизайнеры, по-видимому, гораздо строже относятся к методологии, чем сами учёные. Учёные иногда ставят под сомнение научную методику, художники-конструкторы – никогда».

 

 

В эпоху первобытной культуры рисунок не создавался ради рисунка и получения удовольствия от его созерцания. Он выполнял множество функций, будучи и оберегом, и участником ритуальных действий.

В эпоху Возрождения художник был одновременно и инженером, и мастером, и исследователем, и философом, и политиком.

Сегодня можно сказать, что современный дизайн вернулся к истокам своей изначальной универсальности, заложенной в эпоху Возрождения, вновь соединив в себе гуманизм, инженерное искусство и  художественность.

Панорама современного дизайна многообразна. Художественные проекты ориентированы на различные ценности. Это и возврат к стилям прошлого, и проповедь исключительно коммерческого подхода, и инновационный некоммерческий дизайн, дающий полную свободу поиска и творческого самовыражения.

Очевидно одно: в настоящее время невозможен и неприемлем дизайн не связанный с социологическими,  психологическими, историческими аспектами жизни и экологической культурой. Биология, бионика, антропология, эргономика, социология, психология, философия  дают дизайнерам новое понимание проблем формирования окружающей рукотворной среды человека.

из доклада на конференции в Институте Управления и Информатики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *