ДИЗАЙН ВЫСТАВОЧНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИМИДЖЕМ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Выставки и музеи традиционно считались как отражением научно-технического и культурного прогресса  человечества, так и его важнейшим фактором. Они не только информировали о достижениях в определённой сфере человеческой деятельности, но и содействовали прогрессу этой деятельности. Выставки и музеи – средство обмена культурной, научной, экономической технической и политической информацией.

Сегодня выставки и создание музеев организации являются  мощным средством распространения позитивного образа организации и повышения её конкурентоспособности на рынке.

Выставка отражает материальную и духовную деятельность человека. Цель выставки состоит в просвещении и информировании публики путём демонстрации достижений в различных сферах науки, техники, образования, искусства и культуры, для удовлетворения потребностей людей.

Информация на выставке имеет как коммерческий, так и представительский характер. При этом выставки и музеи имеют пропагандистский и «пиаровский» характер – они способны повышать эффективность информационных потоков и распространять определённые воззрения, опираясь на наглядно представленные и профессионально поданные факты.

Выставка характерна тем, что её информация воздействует, прежде всего, на зрение и слух, даёт возможность воспринять свойства, фактуру, качества предмета.

Необходимые впечатления возникают у зрителя при изучении экспоната.

Как правило, экспозиция включает в себя показ, информацию и коммуникацию.

Приёмы театрализации в выставочной и музейной деятельности являются их важными факторами. Они способны создать у зрителя необходимое настроение для наилучшего восприятия выставочной и музейной информации.

Искусство выставочной и музейной экспозиции и театр соединяют в себе изобразительные возможности пространственного искусства и возможности искусства временного. Театральное искусство является одним из наиболее близких искусству художественного проектирования выставочных и музейных экспозиций.

Дизайнер при проектировании музейных и выставочных экспозиционных стендов и пространства, как и сценограф, организует небольшую сценическую площадку для демонстрации образов, воплощённых в продукте фирмы, внешнем облике её сотрудников, графическом решении оформления. Если в театре действие развивается во времени, то в выставочных экспозициях – в пространстве. В театре зритель пассивен, на выставке стендисты вовлекают зрителя в действие.

Искусство проектирования выставочной и музейной экспозиции тесно связано с архитектурой.  Выставочную экспозицию можно отнести как к объекту малой архитектурной формы, так  и к интерьеру, экстерьеру, витрине.

Архитектурные формы трёхмерны. Воспринимать все объёмы пространства мы способны только в движении. Изучающие, архитектурный объект, не могут постигнуть его образ в целом, если не будут двигаться вокруг него и в нём. То же происходит в выставочном или музейном объекте.

Сближаясь с различными видами искусства, музейная и выставочная экспозиция имеет  свои специфические особенности, которые создают интереснейшие преимущества при художественном проектировании. Дизайнер способен заложить в проект моделирование взаимодействия человека и вещи, прямое вовлечение зрителя в создание вещи, а в музейной экспозиции смоделировать исторический процесс.

Это выводит проектирование выставочных и музейных экспозиций на уровень самостоятельного, синтетического вида искусства, где дизайнер способен продемонстрировать свой универсализм и мастерство в различных видах и направлениях дизайна.

Театрализация является одним из важных факторов при проектировании выставочной экспозиции. С её помощью можно легко и наглядно донести сложную комплексную информацию. Она создаёт у посетителя необходимое настроение, эмоциональный фон, необходимый для эффективного восприятия новой информации. Зритель лучше запоминает, его внимание концентрируется, визуальные и аудио образы совмещаются и лучше запоминаются. Это создаёт базу для переосмысления увиденного и принятия необходимых решений.

Характерной чертой выставок является их направленность на будущее.  Даже на выставках  художественных промыслов, появляются  новые тенденции в рамках традиционной культуры исполнения вещи.

Обобщая опыт инноваций и модернизации, выставки дают новый толчок для дальнейшего развития и совершенствования той или иной отрасли индустрии. Выставка даёт стимул для дальнейшего развития, оказывает положительное влияние на процесс инноваций и повышения качества представленных продуктов.

Зритель, пришедший на выставку, видит весь спектр развития той или иной индустрии. Постоянный посетитель выставок вычленяет те организации, которые постоянно выставляют свою продукцию на выставках, и, следовательно, являются надёжными партнёрами и поставщиками своих изделий, их бизнес нацелен на долгосрочное существование на рынке товаров и услуг.

Современные выставки можно подразделить на торговые и просветительско-познавательные. Выставки проходят с определённой периодичностью – ежегодно, через год, два раза в год, в связи с какой-либо датой, отдельными конгрессами или по случаю других событий. Содержание выставок также может быть различным. Универсальные выставки демонстрируют достижения различных отраслей экономики, науки, техники и культуры.  Специализированные выставки демонстрируют достижения одной или нескольких смежных отраслей. Различным может быть и состав участников выставок. Они могут быть местными, региональными, национальными, международными и всемирными. Выставки могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и более. Они являются эффективным и незаменимым компонентом предпринимательской деятельности и деятельности по созданию и поддержанию позитивного имиджа организации.

Участие в выставках улучшает и поддерживает имидж компании для всех групп общественности. Для многих компаний важен сам факт участия. В нём они видят, прежде всего,  имиджевую акцию.

Информация об участниках выставки появляется в Интернете и многих других средствах массовой информации — на телевидении, радио, в журналах и газетах, в отраслевых вестниках и специальной литературе. Таким образом, аудитория информирования увеличивается многократно.

Экспозиционная активность улучшает и поддерживает корпоративную мораль организации как ритуал или традиция, свидетельствующая о стремлении фирмы к развитию и наличии у неё соответствующих достижений. Совместная работа сотрудников над улучшением имиджа фирмы сплачивает сотрудников, и, соответственно, улучшает внутренний имидж фирмы, создаёт атмосферу деятельного оптимизма.

Визуальные стандарты компании, играют огромную роль в создании имиджа фирмы, и именно на выставках существует возможность продемонстрировать их полный набор: фирменный стиль, корпоративный имидж и корпоративный стиль.

Визуальный стиль, который разрабатывают дизайнеры и рекламисты, определяет содержание фирменного имиджа и является его составной частью, средством формирования индивидуального и неповторимого образа организации.

Визуальные стандарты организации оказывают влияние на определённые группы людей, они ориентированы на внешнюю и внутреннюю аудиторию и используются на выставках как для закрепления, напоминания о компании и её деятельности, так и для поддержания  репутации.

Фирменный стиль делает корпоративный имидж осязаемым через дизайн, который  способен довести до общественности три вещи: кто вы, что вы делаете и как вы это делаете.

Искусство художественного проектирования  выставочных экспозиций относится к области дизайна, призванного организовывать окружающий человека предметный мир, используя принципы искусства и науки.

Как уже говорилось выше, творческий метод художника-проектанта выставочной и музейной экспозиции соединяет в себе методы театрализации, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного, оформительского и графического искусства.

Дизайнер создаёт конструкцию из декоративных и архитектурных деталей, из графических символов. В его палитру входят, прежде всего, сами экспонаты и фирменный стиль организации. Он должен найти оптимальные условия синтеза всех визуальных составляющих экспозиции, включая свет и возможные аудиовизуальные средства экспозиции.

Выразительные возможности языка искусства экспозиции эффективны как в экономическом, так и в социальном плане. С его помощью выявляются взаимоотношения услуги, предмета и общества, их потребительские качества, особенности структуры производительных сил, источники культурного, социального и научно-технического прогресса.

Выставочный дизайн в совокупности с фирменным стилем, выступает как один из главных компонентов имиджа организации на выставке. Его позитивность на выставке определяется, в первую очередь, качеством дизайна. Это ещё раз подтверждает известный закон коммерческого дизайна – «некрасивое не продаётся».

 

Список литературы:

 Кликс Р.Р.  Художественное проектирование экспозиций. —  Москва, Высшая школа, 1978 г., 368 с., ил.

Краткий словарь музейных терминов.// Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе: Сб. науч. трудов. – М.: НИИ культуры, 1983. – С.128.

Арзамасцев В.П. О систематической структуре музейной экспозиции. – М. – С.43.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1985. – С. 191.

Богородский С. Художественная выставка в условиях современной культуры/Диссерт. – СПб, 2007 – С. 9

Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музееведение. На пути к музею ХХI века. М., 1997.

 Роль выставок и ярмарок в продвижении товара // Практический маркетинг – М.,  2001 — №3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *