ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В настоящее время с 2008 года в российские вузы введена система подготовки бакалавров и магистров в контексте Болонской декларации. Основная цель Болонского процесса – выработка единых требований к содержанию учебных планов специальностей с целью их стандартизации. Это позволит дизайнерам свободно перемещаться по миру, так как диплом будет конвертируемым и признаваться в любой стране.
Согласно Болонской декларации учебные планы и программы должны быть не только пересмотрены, но и унифицированы в целях создания единого образовательного международного пространства, в котором смогут перемещаться студенты.
Процесс объединения культур, вступление России в ВТО постоянно находит своих приверженцев и критиков.
Критики утверждают, что будут стёрты региональные и национальные составляющие различных культур России. Особенности национального восприятия образования игнорировать нельзя, и эффективный учебный процесс без учёта данного фактора невозможен.
Специалисты в области дизайна отмечают, что дипломные проекты бакалавров упрощены. И это снижает конкурентоспособность дизайнеров на рынке труда. Этот негативный процесс связывают с тем, что для российской высшей школы дизайна основополагающие базовые дисциплины формировали и развивали эстетический и художественный вкус, объёмно-пространственное, ассоциативное и преобразованное мышление.
Обучение таким дисциплинам происходит только через регулярный тренинг с затратой большого количества времени. На обучение рисунку, живописи скульптуре и проектированию ранее выделялось от 1500 до 2000 часов, и было рассчитано на 6 лет. При сокращении обучения до 4 лет эти часы будут сокращены, как и часы на гуманитарные дисциплины, без изучения которых немыслимо подготовить студентов к профессиональной деятельности.
Сокращение учебных часов на дисциплины, наполняющие проект эстетическим содержанием, ведёт к потере художественной ценности, и он становится неконкурентоспособным. С вступлением России в ВТО это грозит, в первую очередь, продукции, в создании которой принимает участие дизайнер.
Присоединившись к Болонскому процессу, вузы России ищут и находят сегодня пути сохранения национальных и региональных школ дизайна при обязательном выполнении условий Болонского соглашения.
Добавить комментарий