ДИЗАЙН – ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
В России подготовка художественно профессиональных кадров, работающих для промышленности началась в начале ХIХ века. Для их подготовки были открыты специализированные учебные заведения в Москве – графа Строганова, в Петербурге – барона Штиглица. Само их название «училища технического рисования» — говорили о появлении художника нового типа.
В странах Западной Европы и в России со стороны теоретиков и профессиональных художников проявляется интерес к кустарным артелям и мастерам, в чьём творчестве сохраняются глубокие народные корни. Народное искусство, как источник новых творческих идей в рамках традиций востребовано и по сей день, превратившись в одну из методик креативности и сохранения национальной идентичности.
Знаменитое Строгановское училище стало основой развития отечественного дизайна. Оно было открыто в 1825 году и первоначально носило название «Школы рисования в отношении к искусствам и ремёслам». Курс обучения включал в себя рисование фигур и животных, орнаментов, архитектурное черчение и практическую геометрию. Затем было введено рисование с натуры. Особо талантливые ученики школы признавались «свободными художниками». Школа графа Строганова опередила своё время примерно на 100 лет. Только в начале ХХ века по мере развития крупного промышленного производства в Западной Европе сформировались крупные школы дизайна.
В Советской России, наряду с различными авангардными течениями , появляется движение, получившие название «Производственное искусство». Группа теоретиков этого направления отрицала старое станковое направление и провозглашала новое искусство как «новую форму практической деятельности», вводили новое понятие «эстетики целесообразности». Это было уникальное явление во всём дизайне ХХ века. Особенно радикальное переосмысление места и роли художника в художественной промышленности.
Художники-производственники внесли много принципиально нового в конструирование и проектирование одежды. Костюм стремились создать простым, удобным, эстетичным. Обратили внимание и на такие виды костюма как спортивный, производственный и специальный.
В текстильную промышленность приходят талантливые художники, создающие рисунки для тканей. Уже в конце 20-х годов создаются архитектурные и дизайнерские проекты с делением жилища на зоны – рабочую, столовую и спальню, появляются трансформируемые многофункциональные элементы мебели.
В 1920 году были созданы московские государственные высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), преобразованные в 1926 году в институт ВХУТЕИН, просуществовавший до 1930 года.
На его базе затем были созданы институты: Московский архитектурный, Московский полиграфический, художественный факультет Московского текстильного института, позднее художественный факультет прикладного искусства Московского технологического института.
Руководители этих институтов рассматривали подготовку художника-производственника как задачу воспитания гармонично развитой личности. В центре внимания была личность творца, идея универсального человека, которому доступны все виды проектного творчества.
Добавить комментарий