ДЕТИ И ТВОРЧЕСТВО

 

Рисование уже давно стало отдельным разделом в психологии и педагогике, которое благотворно влияет на развитие мелкой моторики и речи, а также на развитие фантазии у ребенка. Также рисование и лепка развивают координацию, мышление, воображение и являются прекрасными «помощниками» в детском развитии. И чем раньше вы начнете осваивать любой из методов рисования, тем быстрее и легче для вашего малыша станут понятнее многие не простые вещи.

Психологи, анализируя связь мышления с творчеством,  пришли  к мысли о том, что занятия  рисованием и лепкой оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследователи считают, что рисунок — это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, то есть, что рисунок ребенка — не копия действия, но рассказ о нем. Поэтому,  дети так любят рассказы в картинках, любят и рассматривать их и самостоятельно рисовать.

Анализ детских рисунков известным детским психологом Бюлером показал, что ребёнок в рисунке  использует схему, которая представляет собой обобщение образа предмета! а не его точную копию. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения Бюлера используются и в современных развивающих программах.

Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. Он часто цитировал слова Гёте: «Рожден для виденья, поставлен для смотренья», чтобы показать, что без упражнения, без обучения эти природные задатки никогда не раскроются или раскроются не в полной мере. Исходя из мысли о необходимости обучения для полноценного психического развития,  Бюлер  анализировал и роль культуры и искусства, их влияния на формирование психики ребенка, на его эмоциональную сферу.

В детстве художественное творчество служит формированию у детей общих способ­ностей, развивающих множество разных потенциальных способностей ребенка, в том числе и специальных.

Центральная среди них — воображение — способ­ность, которая наиболее успешно развивается именно в художественной деятельно­сти, и, вместе с тем, эта способность универсальна для всякой человеческой деятельности, для всякой будущей профессии.

Изобразительное творчество развивает у детей спо­собность строить образы. Главный показатель художественного образа — его целостность. В повсе­дневной жизни дети непроизвольно воспринимают и представляют себе яв­ления окружающего мира, конечно же, целостно. Но в тех случаях, когда об­раз воображения надо создать или воплотить в изображение по какому-либо заданию, исходящему от замысла самого ребенка  или принятому им от взрослого задания или темы, уровень целостности строения образов у разных детей оказывается различен.

Креативность или творческое воображение имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способно­стями человека. В то же время творческие способности личности откладыва­ют отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков.

Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разными материалами. Поэтому считается, что  в  развитии  ребенка  образование  и  среда  играют большую роль, чем наследственность. Окружающая среда, которую создали родители, становится средой  ребенка. Она развивает его способности к различной профессиональной деятельности,  пробуждая  интерес  к различным её видам. Ребёнок играет и во врача, и в продавца, и в учителя, и в пожарного, и в учёного. Глина, бумага для вырезания, цветная бумага  для  складывания  фигур, краски  –лучшие игрушки для развития творческих способностей ребенка.  Эти  материалы имеют одну общую характеристику  –  они  не  имеют  определенной  формы  или назначения. Именно поэтому они являются  идеальными  игрушками  для  ребенка раннего возраста,  когда  интеллект  развивается  быстрее  всего.  Он  может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.

Ребенок, начавший рисовать и лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников  в  освоении  различных  навыков:   лепка  и рисование  рано   разбудят   его интеллектуальные и  творческие  задатки.  Ловкость  рук  и  самовыражение  – первые,  но  далеко  не  единственные   качества,   приобретаемые   ребенком благодаря занятиям рисованием и  лепкой.

Психолог Ибука дает такой совет родителям: «Пусть ваш ребенок трудится  столько, сколько может, только при одном условии, что для вас не важен результат  его работы». Для ребенка важен не результат, а сам процесс его деятельности. В детстве происходит  формирование способностей, характера человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся  ли у него творческие способности, вырастет ли он гармоничной  личностью  –  это зависит от воспитания  и  образования,  которое  ребенок  получит  в  раннем детстве.

Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как: усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы.Причем это происходит постепенно и естественным образом.

По всем причинам, уже описанным выше, рисование успешно применяется также в качестве средства коррекции различных отклонений в развитии (арт-терапия).

Занимаясь с детьми от двух до трёх лет, наблюдая некий феномен проявления себя как творческой личности, наблюдая за детьми во время занятий, не перестаёшь удивляться свободной манере рисования. Ребёнок может использовать для рисования всё что есть у него под рукой: мелок, ручку, карандаш, фломастер, палочку,  краски. И в этот момент очень важно, не мешать юному творцу в создании  на листе бумаги того, что привлекло его внимание. Надо помнить, что в результате таких занятий  развивается его слаженная и умелая работа пальчиков и ладоней, так называемая мелкая моторика, которая  одновременно влияет сразу на несколько направлений развития ребёнка:

— развивает мозг в целом, интеллект, а также ряд мозговых центров;

— развивается речь, ребенок начинает лучше говорить;

— развивается воображение и фантазия;

— развиваются способности к творчеству.

Удивляет скорость  креативной мысли детей  и богатое воображение. Неправильно нарисованные линии относительно восприятия взрослого человека не останавливают фантазии ребёнка. У него может быть любая форма красивой, любой цвет сочетаться, у него нет рамок для  творчества.

Если не мешать ребёнку, проявлять свой внутренний мир,  то можно увидеть шедевры, которые невозможно повторить взрослому.

Дети не имеют границ, не знают пределов творчества. К сожалению, многие родители не понимают эти рисунки. Им кажется, что всё, что рисуют дети должно быть похоже на то, что они сами себе представляют, на визуальные стереотипы известные взрослым.

Если ребёнок рисует зайчика, то он обязательно должен быть анатомически правильным зайчиком и правильным по цвету. Родителям следует знать, что для ребёнка в этом возрасте важен сам процесс рисования или лепки. Критическое отношение к творчеству ребёнка со стороны родителей может навредить ребёнку и в дальнейшем у него не будет мотивации к любому творчеству.

Специалисты, работающие с детьми, знают,  что не существует  детей, не способных к рисованию! К творчеству способен каждый ребёнок. Занимаясь творческими дисциплинами,  ребёнок вырастет многосторонне развитым и способным к нестандартным решениям.

Рисование — это один из естественных способов развития детей. И, самое главное,  доступный. Если нет возможности ходить в студию или кружок и заниматься со специалистом, можно легко организовать эти занятия дома. Родителям, надо лишь направлять и поддерживать детей в этом занятии. Это поможет ребенку заниматься с удовольствием тем, что ему нравится, и, одновременно с этим, развить множество его способностей.

Достаточно бумаги, красок, стола или мольберта. Многие специалисты считают, что ребёнка с детства надо приучать рисовать на вертикальных поверхностей. Очень часто для этого используют часть стены, на которую прикрепляют большие листы бумаги или старых обоев, не ограничивая ребёнка и предоставляя ему возможность свободно рисовать на стене.

Родителям надо присматриваться к тому, что рисуют дети. В детских рисунках отчётливо просматривается отношение ребёнка к каким-то событиям и впечатлениям, проходящим через его жизнь.

Не всегда стоит полагаться на растиражированное мнение психологов о том, что чёрный цвет, например, является показателем депрессии или тревожного состояния ребёнка. В различных культурах к чёрному цвету относятся по-разному. В европейской символике чёрный цвет означает верность и скорбь, у других народов считается оберегом от злых сил. Чёрный —  символичен. Ребёнок ещё не усвоил культурных норм и традиций, не знаком с символикой тех или иных культур. Поэтому для него чёрный – это очень активный, яркий цвет, рядом с этим цветом другие цвета выглядят ещё ярче, он подчёркивает их тон и насыщенность. И ребёнок интуитивно использует чёрный для контраста. Необходимо давать ребёнку полную свободу творчества, не ограничивать его в выборе цвета, материала, инструментов. И тогда Вы увидите необычные работы. Не забывайте хвалить ребёнка! Для него это очень важно, он славно с удовольствием и радостью потрудился и ждёт оценки своей работы. Никогда не стоит поправлять или критиковать работу, чтобы ребёнок не потерял интерес к творчеству и к занятиям. Многие дети после придирок взрослых прекращают рисовать. И мы знаем таких выросших детей, которые став взрослыми, считают себя неспособными даже к тому, чтобы провести линию на бумаге. В подсознании живёт неудовольствие и отрицательная оценка взрослыми их детских рисунков. Интересно, что если целенаправленно заниматься с такими взрослыми людьми, то чаще всего к ним возвращается то, что они не сумели реализовать в детстве, и они начинают рисовать.

Рисование, лепка, занятия аппликацией даёт возможность маленькому человеку свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения.  Дети любят рисовать, они получают удовольствие от самого процесса творчества, радуется своим идеям и находкам. Поэтому нельзя оценивать творчество детей по конечному результату. Радостный и удовлетворенный ребенок растет счастливым и уравновешенным человеком.

Занятия рисованием развивают у ребенка чувственное восприятие окружающего мира путём постижения различных форм, линий, цветов, текстуры бумаги и красок. Через рисование ребенок познает красоту мира и развивается эстетически. Он становится творчески активной личностью. Под творчеством надо понимать не только способности к рисованию или музыке, но и способность создавать что-то новое. В голове человека закладываются основы для рождения новых идей. Удивительно и то, что при занятиях рисованием у ребенка развиваются не только творческие способности, но и, одновременно, способность мыслить логически, просчитывать и планировать. Рисование также полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.

И не только детям. Сегодня и успешные менеджеры и люди других специальностей с удовольствием занимаются живописью, рисунком, скульптурой, дизайном. Это стимулирует появление новых творческих идей в своём деле и, одновременно, позволяет снизить психологическое напряжение. Так что надо рисовать вместе со своими детьми, если есть такая возможность, и не бояться своего «неумения».

Время в детстве течёт совсем по-другому. Взрослым не стоит об этом забывать. Если каждый попытается вспомнить свой детский день, то поймёт, что в этот период жизни  день был намного длиннее. Утро, поход в детский сад, прогулки, занятия – для ребёнка длятся очень долго. Не вдаваясь в причины этого явления, надо понять то, что 15 минут занятий рисованием для малыша, всё равно, что для взрослого 3 часа. Ребёнок переключается на другое занятие. Родители могут управлять этим процессом. Для этого место, где играет и занимается  ребёнок должно быть наполнено предметами и инструментами, с помощью которых можно творить. Только надо оберегать ребёнка от травматических, опасных действий.

Всё это понять помогло мне, профессиональному архитектуру, одно событие. Однажды, прогуливаясь со своей четырёхлетней дочерью, я увидела объявление: Детский юношеский клуб «Ключ». Он находился и находится на 1-ой Дубровской улице в доме №5. Зашли с дочерью уточнить, чем здесь занимаются. В клубе как раз шли занятия по рисунку и живописи. Дети с серьёзным и сосредоточенным видом, как завзятые художники рисовали на мольбертах. Творческая обстановка и прекрасная выставка детских работ на стенах клуба, манекены в народных костюмах, старинная мебель, прялка, необыкновенная коллекция самоваров нам очень понравились.

Так мой ребёнок стал заниматься в клубе, а потом и меня пригласили преподавать детям. Для меня это было ново. Пришлось почитать литературу, съездить на семинары по детскому творчеству. Но, безусловно,  практика занятий с детьми сама даёт новые знания и помогает находить новые технологии обучения. Мы с детьми рисуем различными видами красок – гуашью, акварелью, акрилом, используем и цветные карандаши, и фломастеры, тушь, различные мелки, клеем цветную бумагу, ткань, нитки, находим и необычные и непривычные материалы для творчества. В конце занятий смотрим рисованные диафильмы, выбирая самые интересные с точки зрения изобразительного искусства. Любое действие стараемся превратить в творческое задание. Например, на переменах дети пьют соки через трубочку, мы поручили сделать им свой собственный дизайн для пакетика с трубочкой из букв и фигур, для того, чтобы сразу отыскать свой сок.

Клуб «Ключ»  участвует в городских и районных выставках. Помимо живописи и рисунка в клубе есть керамическая и гончарная мастерские, занятия в которых проводят настоящие мастера своего дела. В клубе есть несколько направлений:

— юный дизайнер, изобразительное искусство,  графика

— керамика

— батик, роспись по ткани

— дизайн интерьера

— компьютерная графика

— теннис

— шахматы

— добро и милосердие

-здоровый образ жизни

Директор клуба – народный художник России Федотчев Сергей Васильевич.

К сожалению, детский клуб «Ключ» сегодня закрыт. Его помещение оказалось слишком лакомым куском для властей района.

текст статьи написала Наталья Панкова

 В статье также использованы материалы из открытых источников СМИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *