чарльз фредерик ворт

Ворт, Чарльз Фредерик

Чарльз Фредерик Ворт  французский модельер XIX века. Первый всемирно известный дизайнер, создатель моды Haute couture или «высокой моды». Одевал самых богатых и влиятельных женщин своего времени: представительниц королевских династий и жен американских миллионеров. Ворту принадлежит немало изобретений в сфере модного бизнеса.

История и карьера

Ворт родился в Великобритании, в небольшом городке Боурн 13 октября 1825 года. В детстве судьба будущего модельера складывалась непросто. Он происходил из обеспеченной семьи адвоката, однако его отец стал алкоголиком, бросил работу, и пропил все свое состояние. Поэтому, когда Чарльзу было всего 11 лет, ему пришлось самостоятельно добывать средства к существованию. Он покинул свой дом и уехал в Лондон. Ворт работал там бухгалтером в фирме под названием «Swan and Edgar», эта компания поставляла ткани, из которых шилась женская одежда. Затем Чарльз перешел в «Lewis and Allenby», которая специализировалась на доставке шелка в столицу Великобритании. Здесь Ворт работает до 1845 года. В свободное от работы время Чарльз посещает Национальную галерею Лондона, рассматривая костюмы на картинах старых мастеров и делая с них зарисовки, что впоследствии повлияло на стиль его произведений.

Именно в этот период жизни в душе молодого человека зародилось горячее желание попасть в ту категорию людей, к которой относились его клиенты, он хотел стать богатым. Уже тогда он решил, что сам будет создавать роскошную одежду.

После того, как Ворт уволился из «Lewis and Allenby», он покинул Англию. Будущий дизайнер знал, что славы можно добиться только в Париже, и отправился покорять главную столицу моды. Чарльзу тогда было 20 лет. В Париже он поступил в одну из первых фирм, специализировавшихся на продаже готового платья  Maison Gagelin. Первой клиенткой, а также в последствие женой и музой была Мари Верне (Marie Vernet). Созданные платья она с удовольствием носила на различные мероприятия и события и  вскоре клиенты уже просили Ворта сделать платья для них. Позже в своем салоне она показывала коллекции мужа, став тем самым первой в мире манекенщицей. А Чарльз Ворт стал изобретателем дефиле. Там его карьера складывается довольно успешно, и, через 5 лет, Ворту удается открыть собственный отдел по производству женской одежды, который расположился в магазине Maison Gagelin.

Чарльз Фредерик открывает свое ателье в 1858 году на Рю-де-ля-Пэ. Этот район не входил в число престижных мест города, однако Ворт шил одежду, ориентируясь на потребности женщиниз высшего сословия. В то время костюмы должны были четко соответствовать тому положению, которое занимал человек в обществе. Когда творил Чарльз Фредерик Ворт в моде царствовала роскошь и стиль  с  преувеличенным стремлением к декору. Модельер в своей работе наиболее ярко отразил дух той эпохи.

Спустя время он убедил шведксих бизнесменов открыть там отдел по изготовлению одежды и не прогадал.  Встав на ноги, Ворт открыл магазинчик на Rue de la Paix (Рю-де-ля-Пэ) Rue de la Paix – в далеко не самом престижном для модников районе. Понимая, что попасть в высший свет и шить наряды для королевских особ без покровительства не получится, он заручился поддержкой Полин де Меттерних (Pauline de Metternich), австрийской принцессы.

Важным в успехе Ворта стало платье невероятно сложного кроя. Оно целиком состояло из тюля, цветов, розовых сердечек, серебряных блесток, а также пучков зеленой травы. Это произведение приобрела жена австрийского посла. В нем она отправилась на большой государственный бал в Тюильри. На балу необычайный наряд понравился французской императрице Евгении, жене Наполеона III. Именно в этот вечер и начался настоящий успех модного Дома Worth.

В итоге Чарльз Ворт становится поставщиком двора и личным портным императрицы. Он открывает ранее не виданную  мастерскую – смесь роскошной модной лавки со светским салоном.  Ворт был первым Кутюрье, кто помимо индивидуальных заказов стал разрабатывать небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать его клиентки. Ворт ввел впервые лицензионное создание копий для более широких слоев населения, нежели королевский двор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру. Ворт шил для девяти королевских дворов, одевая в том числе русскую императрицу Александру Федоровну и некоторых ее придворных дам. Он также одевал известных актрис, таких, как Сара Бернар. Многие из его клиентов приезжали специально в Париж из других стран, даже из таких далеких городов как Нью-Йорк и Бостон.

Императрица очень заинтересовалась таким изобретением Чарльза, как кринолин. Эта конструкция представляла собой систему из легких металлических колец, которые соединялись широкими лентами. Сооружение по форме напоминало абажур. Кринолин делал фигуру женщины поистине величественной.

Существование модели юбки на каркасе насчитывает уже не одно столетие. Подобные сооружения веками поддерживали тяжелые слои тканей и придавали форму платью. Позже металлические конструкции сменились плотными нижними юбками из конского волоса. Ворт вернулся к каркасу, но значительно облегчил его. Кольца в его кринолине были стальными и гибкими, они избавили женщин от тяжести огромного числа юбок. Вместо пяти-шести слоев ткани теперь было достаточно одного-двух.

С каждым разом Ворт создавал кринолины все большего и большего диаметра. Кроме того, сверху они прямо-таки обрастали всевозможными рюшками, воланами и оборками. Дама имела вид огромного пьедестала, где величаво располагался ее хрупкий торс на осиной талии и маленькая головка.

После того как Чарльз Фредерик Ворт становится «личным портным и поставщиком двора Ее Величества» во Франции,  наряды от Ворта становятся головокружительно дорогими: меньше, чем за 1600 франков вряд ли было можно что-то приобрести. Росло и число заказов: модельный дом Ворта изготовлял пять тысяч костюмов в год! Среди его заказчиц было девять коронованных особ. С тех пор Чарльза Ворта стали называть королем модельеров и модельером королей. Исполнял Чарльз Ворт и заказы русского двора. Среди русских клиентов фирмы называют неофициальную супругу императора Александра II – княгиню Юрьевскую, принцессу Палей, графиню Барятинскую и ее дочерей. Более тридцати лет заказывала туалеты в модном доме Ворта супруга Александра III императрица Мария Федоровна.

Кроме индивидуальных заказов Ворт начал моделировать и создавать небольшие коллекции. Он показывал экземпляры клиенткам, и те могли заказать себе копию понравившейся модели. Это было еще одним нововведением Чарльза. Он же первым ввел массовое создание копий его моделей по лицензии, и под его именем. Ателье и крупные магазины по всему миру покупали образцы его костюмов.

Тогда балом «правил» кринолин и Ворт изобрел кринолин из более легких обручей, соединенных между собой прочными лентами, конструкция имела форму абажура.

Закат кринолина наступил в 1867 г. Взамен Ворт предложил женщинам турнюр.

Мода на турнюр

В 1867 году кринолин стал резко терять свою популярность. Тогда в ателье Чарльза Фредерика Ворта начали создаваться новые необычные модели. Это были пышные платья с турнюром – небольшой подушечкой, которая пришивалась ниже талии и придавала юбке объем. Эта новая деталь очень скоро стала невероятно популярной у дам из высшего света. Турнюр продержался на пике моды целых десять лет. В то время любили шутить, что идея создания такой модели пришла Ворту в голову, когда он якобы наблюдал за работой служанки. Говорили, что женщина собрала юбку назад и подняла к бедрам, чтобы удобнее было мыть пол.

Турнюр был невероятно богато украшен бахромой, бантами, цветами и лентами. Эта деталь также как и кринолин с годами имела тенденцию к увеличению в размерах. Некоторые были настолько велики, что дамы придумали скрывать в них маленькие складные стульчики, на которых могли в любое время отдохнуть.

Еще одним уникальным изобретением Чарльза Ворта стало платье с несколькими сменными лифами. Комплект, как правило, состоял из юбки, закрытого лифа с длинными рукавами, лифа без рукавов и с большим декольте, и лифа с небольшим V-образным вырезом. Дама могла одно и то же платье использовать для разных целей. Днем она отправлялась на визит, а вечером в том же туалете можно было поехать на бал, всего лишь переодев лиф от платья.

Сегодня модельера по праву именуют отцом Haute Couture. Именно он заложил традиции создания моделей одежды как произведений искусства, они создавались полностью вручную. Он первым начал прикреплять к своим творениям лейбл. К платьям пришивалась ленточка с именем Ворта. Чарльз позаимствовал эту идею у живописцев.

Раз в год выходила новая коллекция Дома Worth. Благодаря этому мода начала обновляться значительно быстрее, чем прежде. Следовательно, значительно возросли и доходы модельера.
Императрица Евгения всегда оставалась самой любимой и почетной клиенткой Ворта. Для нее дизайнер не скупился на превосходные наряды. Только для торжества в честь открытия Суэцкого канала было создано 150 новых платьев. Английская королева Виктория тоже была невероятно увлечена работами этого модельера. Однажды она заказала целую партию нарядов из одной ткани. Во всех газетах тогда восхваляли редчайшую скромность королевы, которая каждый день ходит в одном и том же платье.

Именно этот дизайнер ввел в мир моды профессию манекенщицы. До Ворта использовались только искусственные манекены. Он же изобрел и дефиле. Считается, что самой первой моделью стала Мари Верне (Mary Verner) – помощница Ворта. Она начинала носить самые модные наряды еще до того, как они попадут в гардеробы дам из высшего света.

1868 год – Чарльз Фредерик Ворт основал в Париже Синдикат высокой моды. Эта организация включила в себя все салоны, в которых одевались представители общественной элиты. Синдикат существует и по сей день, только модельеры, которые в него входят, имеют право именовать себя гордым званием Кутюрье. Для того, чтобы войти в их круг необходимо быть владельцем модного Дома в Париже и показывать свои коллекции на Парижской Неделе Моды два раза в год. Члены Синдиката изготавливают свои модели преимущественно ручным способом, лишь 30% машинных строчек может присутствовать в таком изделии.

Ворт одевал самых известных женщин своего времени. Именно в его роскошных нарядах королевы и императрицы гордо красуются на холстах известных художников. Чарльз шил одежду сразу для девяти королевских дворов.

10 марта 1895 года Ворт умер и был похоронен в Париже. Его компания перешла по наследству двум сыновьям Жану-Филиппу (Jane-Filipp) и Гастону (Gaston). Они продолжили успешно развивать дело отца. В начале ХХ века братья Ворт повлияли на развитие во Франции нового стиля, который получил название «модерн». Жан-Филипп получил огромную популярность за создание необыкновенно изысканных бальных туалетов, украшенных самым роскошным образом. Салон «Katy Donovan» в Нью-Йорке специализировался на изготовлении копий этих платьев Ворта.

Дом Моды просуществовал вплоть до 1945 года, затем он был продан в Англию, а впоследствии полностью закрыт.

— Чарльз Ворт первым стал разделять коллекции на сезоны и каждый год он представлял новые коллекции, что способствовало быстрой смене мод и, следовательно, увеличивало доход мастера.

— Чарльза Ворта по праву именуют отцом от-кутюр. Именно он заложил традиции высокого шитья: модель создаётся как произведение искусства и практически вручную.

— Чарльз Ворт первым начал, подобно художнику-живописцу, «подписывать» свои модели, т.е. пришивать к платьям ленточку с вытканным на ней именем.

ПО МАТЕРИАЛАМ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ СМИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *